Сегодня, в существующем устройстве экономики, самым важным вопросом любого проекта является "Где тут деньги?".
С нашей точки зрения, деньги - это информация о востребованности проекта для использующего его сообщества.
В какой мере полезен проект для общества, в такой мере он осуществим и имеет право на воплощение.
Можно затратить некоторое количество трудовых ресурсов и получить вещь, востребованность которой будет гораздо меньше чем себестоимость.
Именно поэтому, инновационные, венчурные проекты, новаторские идеи всегда имеют ограниченный круг серьезных инвесторов.
Слишком большой риск, что оценка полезности окажется завышенной, а предполагаемые затраты на реализацию и должное функционирование - заниженными, что приведёт к потере инвестиций.
К сожалению, новые IT-проекты в области САПР именно такие, для них рыночные и инвестиционные механизмы слишком рискованны, слепы и не обещают быстрой окупаемости, а в долгой перспективе теряют актуальность.
Однако, мы считаем, что современные технологии информационного и финансового накопления и обмена, а также взрывной рост значения социальных сетей в таковом обмене, а также молниеносное образование сообществ по интересам поменяли правила игры.
Если попытаться определить востребованность по прямому заказу от потребителя, по оценке, сколько он готов вложить в инструмент, во сколько оценивает полезность для себя до начала работы, можно намного точнее представить себе цель проекта. Таким свойством обладает Краудфандинг - проектное финансирование сообществом.
С другой стороны, огромный рынок услуг программистов, как работающих индивидуально, фрилансеров, так и в небольших мастерских, объединенных open-source механизмами коллективного и открытого творчества, позволяют отсечь издержки огромной корпоративной машины и получать небольшие прототипы, пусть и не точные или ограниченные функционально, но быстро реализуемые и моментально переданные сообществу для оценки полезности от результата.
Таким образом, использование Crowdfunding и Open-Source технологий может существенно нивелировать риски и даже вообще исключить необходимость крупных инвестиций в проект, а также держит его в постоянном тонусе, модифицируя под текущие потребности на плаву.
В самом общем случае, заказчик - сообщество, формирует видение необходимого функционала, оценивает его полезность, инвестирует, делает заказ, применяет результат в деле для высвобождения своего времени и окупает инвестиции, причем можно зациклить этот процесс и сделать перманентным, с постоянными улучшениями и добавлениями.
Однако, заработок на снижении трудозатрат по основной проектной деятельности для проектировщиков и заработные платы программистам - это не единственные финансовые потоки, которые принесут нашему проекту успех и развитие. Одних их будет не вполне достаточно.
Уникальность нашей идеи состоит в том, что мы создаём открытый инструмент для открытого творчества, но с основной целью - создание, накопление и обмен готовыми сгустками информации в виде абстракций и точных табличных данных, кодов, которые сами по себе - ценность.
Эту ценность можно генерировать и реализовывать с получением прямой пользы и дохода самыми разными способами. Например:
- Прямая польза от обмена созданной ранее информации на другую не менее полезную.
- Продажа информации, созданной ранее для других целей.
- Выполнение на заказ данных, моделей и иных объектов.
- Реклама и PR в создаваемой информации (интеграция).
Для того чтобы доказать техническую и организационную возможность финансирования проекта краудфандинг методами у нас в стране, мы опробовали механизм, предоставляемый сервисом Planeta.ru >>>
Данная платформа позволила без особых сложностей создать и оформить необходимые информационные структуры и подключить нужные финансовые механизмы для сбора средств от заинтересованного сообщества.
Первые описания, концепции и промо-ролик были созданы для получения опыта от этого сбора.
Для оформления в логике краудфандинга мы должны были продумать и описать следующие моменты:
- цели и задачи проекта
- для чего будут использованы средства
- какие роли у участников проекта
- какое вознаграждение каждый участник получает в ходе данного проекта.
Кроме того, были организованы обсуждения и ответы на вопросы от заинтересовавшихся людей.
В качестве основной целей декларировался только первый этап разработки ПО - это создание действующего прототипа с основным функционалом, демонстрирующим возможности концепции, с ограниченной мульти-платформенностью.
Кроме того сам сервис Planeta.ru имеет характер не коммерческий, а скорее социально-культурный, поэтому основной момент в описаниях проекта заострялся именно на общественную функцию разработки - объединение заинтересованных проектировщиков, которым необходимо коллективное хранение своих наработок, а не прямое получение доходов.
Несмотря на все удобства, предоставляемые механизмами краудфандинг-платформ типа Планеты, очень часто в деле проектировщика требуется быстро получить какую-то нужную функцию, скрипт, модель или чертёжный блок, а иногда и всё это вместе взятое.
Нельзя забывать, также, что для успешных сборов на крупные задачи нам необходимо и учитывать мнение сообщества, и получать совместный опыт по постановке задач, сбору средств на них и их быстрой реализации.
Это бы позволило обкатывать некоторые новые и неочевидные решения, а также наращивать и сплачивать коллектив.
Для этих задач легко можно использовать социальные сети, обросшие такими полезными функциями как Донаты, или мини-краудфандинг механизмами, когда достаточно сформулировать небольшой пост в ленте, описание, и, если общество откликнется, реализовать не большую полезную идею.
Например, так действует наша рубрика на механизме Таноды VK "Создай крутое приложение">>>. И уже с использованием данной функции соцсети создан крутой LISP скрипт>>>, позволяющий быстро записать в атрибуты блока ограниченного областью полилинии текст, находящийся внутри этой области. Теперь этот скрипт доступен Донам нашего сообщества, как и масса полезного уникального авторского материала и наработок.
Для реализации скрипта, который нам создал уважаемый мастер Александр Бердюгин (BearDyugin), нам удалось собрать больше половины средств, пользуясь механизмом Донатов, а остальное мы компенсировали поступлениями от людей, вступивших в Доны.
Таким образом, доказано, что механизм небольших проектов функций с прямым финансированием от сообщества существует и он вполне рабочий.
Ждем всех заинтересованных в нашем сообществе, предлагайте свои задачи, распространяйте информацию о новейших способах их реализации, получайте результаты для использования в работе!
Первый опыт краудфандинга дал отчётливо понять, что финансовым двигателем такого проекта как наш является совокупность трёх процессов:
- заинтересованное в конечном результате сообщество
- распространение информации о нашей деятельности и новых механизмах реализации идей
- сбор и оформление информации о технических способах реализации, технологиях и возможностях разработчиков на данном этапе
Без первого не получить ни финансов ни пользователей.
Без второго не получить первого.
Без третьего не возможно определить реализуемы ли задачи и в какой степени их реализация ограничена.
На данный момент все три составляющих находятся в постоянной разработке и в ближайшее время все усилия организаторов проекта будут сосредоточенны на их расширение и улучшение.
С помощью данного сайта и нашего сообщества в соцсети Вконтакте мы собираем заинтересованных людей, распространяем всю доступную информацию и исследуем технологии.
Для этого формируются публикации следующих типов и содержаний:
1. Рассказы и примеры реализации в проектах принципов, на которых основан наш проект, а именно - информационное моделирование на всех имеющихся параметрических САПР.
2. Наработки во всем видам и направлениям, которые можно будет агрегировать и собирать в нашей базе.
3. Нормативные и законодательные аспекты деятельности при создании и использовании программных продуктов для САПР.
4. Технологии программирования, которые будут использоваться при создании программы и базы.
5. Новости краудфандинга, open-source и всего что с этим связано.
В планах организация собственного ТГ-канал с дублированием информационных ресурсов из группы VK.
Эти публикации и представленный сайт должны обеспечить увеличение сообществ до 5000 человек, прежде чем будет предпринята вторая попытка сбора на краудфандинг-платформе.
К этому времени, вероятно, уже будет разработана более подробная архитектура приложения и отработан черновик более чёткого технического задания.
На время до этого события предлагаем всем заинтересовавшимся вступить в группу и инвестировать своё временя на изучение и распространение информации о нашем сообществе.
Все средства, получаемые от Донов, донатов или микро-краудфандинга, помимо разработки полезных приложений направляются только на распространение информации о нас, проведение рекламных компаний.
Кроме того, уже сейчас принимаются все предложения по участию в проекте, интеграции информационной, коммерческой составляющей, а также приветствуется любая практическая помощь, обращаться по указанным в специальном разделе контактам.